22 сентября в воскресенье состоялась первая паломническая поездка Православного Молодежного Движения храма Архангела Михаила

22 сентября в воскресенье состоялась первая паломническая поездка Православного Молодежного Движения храма Архангела Михаила совместно с воспитанниками воскресной школы, их родителями и членами прихода. Поездку возглавил настоятель храма отец Анатолий. В дороге участники ПМД рассказывали о местах, которые проезжали, их святых и святынях.

 

Фотографии здесь

22 сентября в воскресенье состоялась первая паломническая поездка Православного Молодежного Движения храма Архангела Михаила совместно с воспитанниками воскресной школы, их родителями и членами прихода. Поездку возглавил настоятель храма отец Анатолий. В дороге участники ПМД рассказывали о местах, которые проезжали, их святых и святынях.

Первым пунктом паломничества стал храм святителя Иоанна Златоуста в Годеново, где находится Животворящий Крест Господень, чудесно явившийся на Сахотском болоте несколько столетий назад. После того, как все приложились к этой великой святыне, мы отправились в Переславль-Залесский – на родину святого благоверного князя Александра Невского. В древнем городе мы посетили Феодоровский женский монастырь, с которым нас познакомила настоятельница, главную площадь, и место подвигов и мученической кончины преподобного Никиты Столпника. В конце путешествия все попробовали ряпушку – редкую рыбу, которая помещена на гербе города и поставлялась к царскому столу. Наша поездка совместила в себе поклонение древним святыням и русским святым, знакомство с историей многих городов и дружеское общение.

В автобусе обсуждались вопросы о значении нашего движения и проводимых мероприятиях. Был поставлен вопрос о том, может ли бал быть православным, так как у нас планируется его проведение. Было высказано мнение, что классические танцы учат культуре, могут прославлять Бога и выражать духовность. Мне хотелось бы поделиться своим мнением по поводу всего, о чем говорилось в поездке, в надежде раскрыть свое понимание нашей деятельности и желанием узнать мнение всех, кто это будет читать.

Может ли бал быть православным? Проведение молодежного бала, по моему мнению, прекрасная традиция, которая начата Синодальным отделом по делам молодежи Московской Патриархии и перенята многими молодежными организациями. Такого вида мероприятие пришло в Россию с Запада и было введено Петром I. Очевидно, что его истоки совсем не православные, но значит ли это, что и сам бал не может быть православным? Ответ на этот вопрос мы можем найти в церковной истории и опыте Церкви. Святые отцы взяли из язычества все самое лучшее и использовали это для прославления Бога: риторику – для защиты своей веры (отцы апологеты), философию – для выражения своей веры (Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, преподобный Максим Исповедник), формы храмов. Отсюда следует, что можно брать хорошую форму и наполнять ее христианским содержанием, а значит бал может быть православным. В России много храмов, которые строили западные архитекторы, к православию не имеющие никакого отношения, но мы считаем храмы ими построенные православными, не по происхождению, а внутреннему содержанию, ведь они используются православными христианами для православных богослужений. История Церкви показывает, что православие – это вовсе не форма, а содержание. К сожалению, мы настолько привязаны к внешнему и зависим от него, что внутреннее нас не достигает, по этой причине и произошел старообрядческий раскол в 1666 году, когда обрядовость и внешность были поставлены выше духовного содержания. Печально, что из истории мы уроков не извлекаем и в наши дни для подавляющего большинства православных их вера заключается только в хождении на службы, ношении длинных юбок и платков (для женщин), соблюдении постов и правильному передаванию свечей в храме.

В основе бала лежат танцы и общение и если общение может быть на духовные темы, то что можно сказать о танцах? В среде православных (тех, о которых шла речь выше) можно часто встретить негативное отношение к танцам, иногда их вообще относят к разряду «бесовского». Справедливо ли это? На этот вопрос ответ нужно искать в Священном Писании. В Ветхом Завете описываются различные ситуации, в которых израильтяне танцевали. Пройдя через Чермное море и увидев гибель фараона и его войска, израильские женщины танцевали во главе с Мариам (Исх. 15:20). В этом случае танец – выражение радости и благодарности. Аналогично поступают после победы над Голиафом и филистимлянами израильтянки, встречая с пением и плясками царя Саула, также и танец царя Давида перед ковчегом завета (2 Цар. 6:14) относится к этой категории. Поэтому неудивительно, что в некоторых псалмах встречаются воззвания к израильтянам прославлять Бога с ликами (хороводами; Пс. 149:3). В Новом Завете Христос рассказывает притчу о блудном сыне, в которой веселились отец и весь дом его при возвращении блудного сына (Лк. 15:25). В приведенных примерах танцами выражалась радость и душевное состояние, что показывает положительное отношение Писания к танцам и веселью вообще. Но не надо забывать, что помимо этого есть и негативное отношение к танцам: врагов народа Божьего мы встречаем за едой, питьем и танцем «по причине великой добычи» (1 Цар. 30:16). Здесь это амаликитяне, которые по-своему, может быть, под воздействием алкоголя, выражали свою радость. В книге Исход (32 гл.), мы читаем о знакомом всем танце вокруг золотого тельца, когда царили застолье и увеселения. На горе Кармил пророки Ваала, видимо, тоже танцевали: «они скакали у жертвенника» и кололи себя ножами и копьями. Этот танец в экстазе был, по-видимому, одной из форм заклинания идолов (3 Цар. 18:26). Танцевала дочь Иродиады (Мф. 14:6). Ее танец так заворожил Ирода, что он дал ей легкомысленное обещание, которое стоило Иоанну Крестителю головы. Оценив все это, можно сказать, что отношение Священного Писания к танцам зависит от их мотивации: танец, как выражение радости и доброе состояние души – это хорошо; а танец, как явление языческого культа, праздное развлечение толпы, или следствие опьянения – это страшно. Опять не сама форма, а только ее внутреннее содержание определяет сущность действия. Получается, что все зависит от человека и его намерений. Негативное отношение некоторых православных к танцам вообще, в данном случае, характеризует самих противников этого явления, как тех, кто не понимают сущности православия. Они считают, что мрачный вид, скорбный взгляд и непомерная строгость должны быть приличны православному человеку. К сожалению, если бы они могли, то переписали бы и Евангелие под свои представления. Когда Христос воскрес, первыми Его словами, обращенными к ученикам были «Радуйтесь!» (Мф. 28:9), в Нагорной проповеди, заповеди блаженства заканчиваются словами «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на Небесах» (Мф. 5:12). Все Евангелие наполнено призывом к радости и само слово переводится с греческого, как «Благая весть». Не достигло благовестие Христово тех, кто не умеет радоваться, а живи они в те времена и Самого Спасителя осудили бы за Его поведение, как и фарисеи: «Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее.» (Матф.11:18,19).

Выражает ли танец духовность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, стоит отметить, что духовность может быть положительной, или отрицательной. С православной позиции положительная духовность (отрицательной духовности в православном богословии нет) – это связь человека с Богом, стремление к Богу. Отрицательная духовность – это направление от Бога. Можно ли танцами прославлять Бога? В Ветхом Завете упоминаются танцы, сопутствующие прославлению Бога. В настоящее время, среди православных общин в Африке перед праздничной службой, или после нее устраиваются танцы в храме (это особенность культуры того народа). В общепринятой практике Православной Церкви танцев нет, что означает, что танец не принимается Церковью, как форма прославления Бога. Существовавшие же в Ветхом Завете танцы и существующие, в среде некоторых народов не запрещаются, потому что являются проявлением душевной радости, религиозного восторга. В этом плане танцы стоит относить к разряду душевного, но никак не духовного состояния. Духовными танцы считают дервиши – мусульманская секта, пятидесятники и некоторые другие христианские расколы. Что же касается упомянутой отрицательной духовности, то в этом плане танцы занимают важное место. В Библии описываются танцы употребляемые в языческих культах, шаманы используют танцы, для вызывания духов. Значит танцы для православного человека не могут быть духовным явлением. Танец – это явление душевное, в том случае, если выражает радость, вызванную чем-то добрым и только так он может быть приемлем для православных.

Все предыдущие встречи ПМД несли досуговый характер, было ли это плохо? Как мы уже выяснили, веселье, радость и танцы являются нормальной составляющей жизни православного человека, при этом, очень важна мотивация этого. Наши мероприятия помимо досуга несут еще и познавательный элемент, так мы знакомились со святыми местами Владимира, связанными с памятью благоверного князя Александра Невского, участвовали в крестном ходе, знакомились с историей, выявляли полезность и значимость фильма. Разве это плохо? Если православному человеку и стоит проводить свободное время, то не праздным способом, а с максимальной для себя пользой. Но очень важно не останавливаться на месте, а постоянно двигаться вперед, самосовершенствоваться. Все наши мероприятия принесли плод (в первую очередь это дружба и хороший коллектив) и мы на этом не останавливаемся. Да, жизнь – это подъем, всегда трудный, но вид, открывающийся наверху, того стоит.

Всем участникам поездки огромное спасибо.

© 2012
Московский патриархат
Владимирская епархия
Владимирское благочиние
Пресс-служба: stxram@yandex.ru
Телефон/факс: +7 (4922) 36 62 32