ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО

Из доклада Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на епархиальном собрании города Москвы 20 декабря 2013 года.

ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО

Присутствие Церкви в общественном пространстве – это реальность, обусловленная самой природой ее служения. Господь и Спаситель наш Иисус Христос говорит апостолам и через них всей Церкви: «Мир вам! как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас» (Ин. 20, 21).

Римская империя, а вслед за ней и вся европейская цивилизация, включая Русь, стали христианскими благодаря тому, что члены Церкви, в том числе облеченные властью, с самого начала понимали каков характер порученной им миссии: ревностно проповедовать благую весть о Христе Распятом и Воскресшем.

В этом отношении активность православных клириков и мирян в общественной сфере является органичным проявлением нашей веры. Из молитв, из Таинств, из богообщения должны следовать не пассивность, не уход от трудностей времени в своего рода духовную эмиграцию, но деятельное служение благу ближних и принятие на себя ответственности за Церковь, за состояние человеческих сердец и умов, за общество в целом.

Нередко люди выражают глубокое огорчение теми или иными сторонами общественной жизни. Тем не менее, условия, в которые мы поставлены, одновременно ставят перед нами задачи, которые мы должны исполнить. В качестве примера я хотел бы напомнить всем присутствующим, что, несмотря на очевидность нехватки православных храмов в столице, программа строительства 200 новых церквей встречает не только содействие и поддержку, но и противодействие отдельных лиц. Духовенство вместе с мирянами стремится преодолевать возникающие препятствия. Например, община возрождающегося храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле, сталкиваясь с разного рода осложнениями, не приходит в уныние, не опускает руки, но умножает свои усилия на этом поприще при содействии православной общественности. И результат уже есть. Конечно, эта община не единственная, и усердие православных людей по поддержке строительства храмов достойно похвалы.

Для того чтобы наши законные требования были услышаны, их надо ясно выражать. Не следует ждать, пока это сделает за нас кто-то другой. Чтобы было видно, что граждан, заинтересованных в строительстве храмов, много, они должны объединяться в христианском действии. Чтобы власти прислушивались к голосу православных, надо к ним обращаться.

Нашему обществу в целом не хватает культуры гражданской активности, способности добиваться благих целей в ходе мирного и законного взаимодействия с государством. И на этом поле православные люди призваны послужить примером спокойного и уважительного отстаивания своих интересов.

Православное мироощущение должно отражаться в частности в том, как наша паства реагирует на проблемы, с которыми сталкивается общество. Не секрет, что москвичи испытывают усталость от застаревших проблем. Люди озабочены высокой тарификацией коммунальных услуг, трудностями передвижения по городу, проблемой комфортности городской инфраструктуры. Общество ждет победы над коррупцией и преступностью, ясного ответа на попытки некоторых приезжих навязать москвичам несвойственные нашему городу стереотипы поведения, откровенно нарушить сложившиеся в городе правила и устои. Эти проблемы должны разрешаться в конструктивном диалоге между обществом и властью, и православным надлежит показать пример такого диалога, при сохранении верности идеалам мира и справедливости.

Перед нами стоит также ряд нравственных проблем. Одной из важнейших задач становится сохранение чистоты детства и юношества, оздоровление нравственного климата столицы, победа над индустрией порока.

Во всех упомянутых сферах городской жизни, а особенно в деле восстановления и строительства храмов, в трудах по сохранению исторического облика , по развитию духовного и культурного просвещения горожан - нам надлежит потрудиться вместе со всеми нашими благонамеренными согражданами.

Церковь и общественная нравственность

Надо сказать, что в нашем обществе, в том числе в его социально активной части, растет понимание важности восстановления нравственных основ нашей цивилизации. Сегодня мы сталкиваемся с тяжкими общественными язвами - алкоголизмом, наркоманией, абортами, и как результат всего этого - с убылью коренного населения и сокращением числа работоспособных людей. Ситуация выглядит более, чем неблагополучно, скорее — угрожающе. Мы должны - непременно должны - постараться сделать все, чтобы переломить эту тенденцию.

От того, какой взгляд на мир победит в народе, зависит, есть ли у него будущее. Любое здоровое человеческое общество опирается на осознание вечного нравственного закона, который люди не устанавливали, но который они обязаны соблюдать; на том, что у человека есть обязательства — по отношению к семье, ближним, стране; на том, что в обществе есть, безусловно, почитаемые ценности, глумиться над которыми не позволено никому.

Идеология, которая отрицает объективные границы добра и зла, ставит права над обязанностями, а личные хотения над общественным долгом, которая уравнивает детей и аборты, бесплодные извращения и честной брак - это яд для человеческого социума, и яд смертельный. Общество существует благодаря нравственным обязательствам его членов по отношению друг ко другу, а эти обязательства провозглашаются и признаются исходя из сложившейся картины человеческого социума, общепринятых и общеобязательных представлений о хорошем и плохом, о похвальном и постыдном. У Церкви есть ясное видение картины миробытия, которая открыта людям самим Богом, и наша миссия - донести это видение до современников с полным убеждением в его уникальном соответствии истине.

Миссия Церкви в обществе

Миссия Церкви в современном обществе осуществляется на двух уровнях. Церковь свидетельствует о неизменности основанного на Божией правде нравственного чувства, об установленном Творцом миропорядке, восставать против которого - значит восставать против самой человеческой природы, навлекая на себя неизбежные беды. В этом отношении Церковь согласна с иными традиционными религиями России, со всеми нравственно здоровыми людьми.

Но Церковь несет миру и нечто несравненно большее - Евангелие Господа Иисуса Христа. Дар веры получен нами для того, чтобы мы не только утешались им в уюте наших храмов, но делились им с нашими ближними. Спаситель мира дал нам великое поручение: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19-20).

Церковь вверяет своим членам спасительную истину, способную преобразить жизнь, как отдельных людей, так и целых народов, как это уже не раз происходило в истории. И долг православного человека - свидетельствовать об этой истине. Не только словами - хотя слова очень важны - но прежде всего жизнью, преображенной Евангелием. Жизнь христиан должна отличаться от жизни мира сего. Мы должны показать, что путь самоудовлетворения, эгоизма и борьбы за выживание не ведет человека к счастью. Каждый, кто носит на себе крест Христов, призван быть свидетелем иного пути, утверждать возможность по-другому мыслить, по-другому поступать, по-другому разрешать конфликты, по-другому относиться к людям.

Нужно помнить: сейчас в обществе есть запрос на свидетельство об истине — истине нравственной и истине богословской, истине, способной спасать и преображать человеческие жизни. И все мы призваны ответить на этот запрос «с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3, 15).

Информационное поле

Мне уже неоднократно доводилось говорить о том, что, с одной стороны современное информационное общество предоставляет человеку много таких возможностей, которые еще вчера считались фантастическими, и эти возможности могут и должны быть использованы в деле проповеди Слова Христова, в церковной миссии. А с другой стороны информационное общество таит в себе и много опасностей. Я внимательно, насколько мне позволяет довольно напряженный патриарший график, слежу за обменом мнениями в прессе, за дискуссиями в блогах и социальных сетях. Да, есть множество примеров глубоких и полезных для всей Церкви дискуссий, но иной раз приходится с огорчением отмечать примеры принятия чужеродных для верующего стереотипов поведения. Бывают случаи, когда православные СМИ соревнуются друг с другом и светскими коллегами в провокационности, а священники и миряне иногда буквально упражняются в злословии. Это, конечно, недопустимо. Дискуссия между клириками по церковной и общественно-политической тематике, в том числе в публичном поле, должна носить христианский характер, проходить в подчеркнуто уважительном к собеседнику ключе.

При этом многие православные СМИ и отдельные священники, активно присутствующие в медиапространстве, прилагают усилия, чтобы предложить аудитории христоцентричную, а не сиюминутную повестку дня. Эти труды заслуживают одобрения и похвалы.

Из относительно недавно появившихся проектов отмечу созданный при поддержке Управления делами Московской Патриархии проект «Приходы.ру» (http://prichod.ru). Этот сайт размещает новости и комментарии, касающиеся в первую очередь ежедневной жизни приходов, приходских проектов вплоть до самых отдаленных епархий нашей Церкви. Значительное внимание на этом сайте уделяется и приходам Москвы, в частности, во взаимодействии с пресс-службой Фонда «Поддержки строительства храмов города Москвы».

Нам нужны новые делатели в медиапространстве из числа клириков и прихожан, обладающие соответствующими талантами. Чтобы изменить вектор развития общества, наших усилий пока недостаточно. Мы должны стремиться к тому, чтобы самим задавать правила церковного присутствия в информационной среде, а не жить по тем, которые нам предлагает секулярное окружение. Тогда мы будем способны изменить окружающий нас информационный мир.

В связи с этим нельзя в полной мере поддержать практику, согласно которой священнослужители, ссылаясь на отсутствие благословения, вообще не взаимодействуют со СМИ. Это может привести к ограничению присутствия духовенства даже в районных или окружных изданиях, где, к сожалению, мы и так все еще недостаточно активны и заметны. Ведь не всегда у священника будет стремление по каждому обращению из районной газеты, например, с просьбой поздравить с праздником, испрашивать благословение викария — для некоторых проще будет отказаться, чем обратиться к начальству. Полагаю, что возможность взаимодействия со СМИ в бесспорных вопросах — вопросах просветительского, катехизаторского характера — должна быть предоставлена каждому настоятелю. Что касается других священников, то им, в случае обращений к ним представителей СМИ, желательно согласовывать вопрос со своими настоятелями. Впрочем, принимая во внимание имеющийся опыт, не исключено, что викариям придется, накладывать запрет на общение отдельных клириков со СМИ. Ведь есть, к сожалению, и такие священники, которые высказывают свои искаженные представления о благочестии перед камерой, размещают видеозаписи в сети интернет, а потом из-за одного неразумного батюшки подвергается порицанию и осуждению все духовенство. И, конечно же, следует быть особенно осторожными, когда речь идет о спорных темах, о возникающих порой скандальных ситуациях — здесь лучше проконсультироваться с благочинным или викарием, а возможно — и с Синодальным информационным отделом. То же касается, к примеру, и приглашений, поступающих от федеральных каналов, с предложением принять участие в передачах.

© 2012
Московский патриархат
Владимирская епархия
Владимирское благочиние
Пресс-служба: stxram@yandex.ru
Телефон/факс: +7 (4922) 36 62 32