Икона Божией Матери "Максимовская"

Мак­си­мов­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри на­пи­са­на в 1299 го­ду по ви­де­нию свя­ти­те­лю Мак­си­му, мит­ро­по­ли­ту Вла­ди­мир­ско­му († 1305, па­мять 6 де­каб­ря), ко­то­рый при­был во Вла­ди­мир для пе­ре­не­се­ния из Ки­е­ва Пер­во­свя­ти­тель­ской ка­фед­ры. На иконе изо­бра­же­на Бо­жия Ма­терь в пол­ный рост с Пред­веч­ным Мла­ден­цем на ру­ке, пе­ред Ней сто­ит Мит­ро­по­лит Мак­сим, при­ни­ма­ю­щий из Ее рук свя­ти­тель­ский омо­фор.


 

Мак­си­мов­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри на­пи­са­на в 1299 го­ду по ви­де­нию свя­ти­те­лю Мак­си­му, мит­ро­по­ли­ту Вла­ди­мир­ско­му († 1305, па­мять 6 де­каб­ря), ко­то­рый при­был во Вла­ди­мир для пе­ре­не­се­ния из Ки­е­ва Пер­во­свя­ти­тель­ской ка­фед­ры. На иконе изо­бра­же­на Бо­жия Ма­терь в пол­ный рост с Пред­веч­ным Мла­ден­цем на ру­ке, пе­ред Ней сто­ит Мит­ро­по­лит Мак­сим, при­ни­ма­ю­щий из Ее рук свя­ти­тель­ский омо­фор.

Яв­ле­ние Мак­си­мов­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри со­вер­ши­лось в труд­ное вре­мя для Рус­ской Церк­ви и на­ше­го Оте­че­ства. Бо­лее 60 лет рус­ская зем­ля на­хо­ди­лась под игом та­та­ро-мон­голь­ских за­во­е­ва­те­лей. Пе­чаль­ным и тя­же­лым бы­ло по­ло­же­ние Рус­ской Церк­ви – хра­мы и мо­на­сты­ри раз­ру­ше­ны, ико­ны и кни­ги рас­хи­ще­ны. На­род стал за­бы­вать хри­сти­ан­ское ве­ро­уче­ние. В та­кие тяж­кие вре­ме­на Гос­подь нис­по­сы­лал осо­бых лю­дей для управ­ле­ния Цер­ко­вью и рус­ским на­ро­дом. Та­ким был Пер­во­свя­ти­тель Рус­ской Церк­ви Мит­ро­по­лит Мак­сим, ко­то­ро­му бы­ло да­ро­ва­но чу­дес­ное ви­де­ние Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Цер­ков­ное пре­да­ние о чу­до­твор­ном об­ра­зе Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мом Мак­си­мов­ским, гла­сит сле­ду­ю­щее:

«Ико­на сия на­пи­са­на по ви­де­нию во сне Мак­си­му Мит­ро­по­ли­ту, в 1299 го­ду, что вид­но из сле­ду­ю­щей над­пи­си, на­хо­дя­щей­ся на сем об­ра­зе: „Сей свя­тый и чу­до­твор­ный об­раз Пре­свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы на­пи­сан бысть в ле­то 6807 по ви­де­нию Мак­си­ма Мит­ро­по­ли­та Ки­ев­ско­го, гре­ча­ни­на ро­дом, егда ему при­шед­шу от Ки­е­ва во Вла­ди­мир и от пут­но­го ше­ствия в ке­лии сво­ей ма­ло уснув, абие ви­дит яко на яве свет ве­лик и необы­чен, и в том све­те яви­ся ему Пре­чи­стая Де­ва Бо­го­ро­ди­ца, дер­жа­щи на ру­ку Пре­веч­но­го Мла­ден­ца, и рек­ла: „Ра­бе мой Мак­си­ме! доб­ре со­тво­ри, яко при­шел еси се­мо по­се­ти­ти град Мой“. И по­дав ему омо­фор, рек­ла: „При­и­ми сей омо­фор и па­си во гра­де Мо­ем сло­вес­ные ов­цы“. Он же при­ем, воз­бу­дил­ся от сна и в ке­лии ни ко­го же ви­де, а омо­фор об­ре­те­ся в ру­це его; он же стра­хом объ­ят бысть на мног час, абие по­ве­да ве­ли­ко­му кня­зю Ан­дрею, и по­стро­и­ша ков­чег злат и по­ло­жи­ша в него той омо­фор, и про­сла­ви­ся сие чу­до по всей Рус­ской зем­ле и в Па­ле­стине. Омо­фор же, во вре­мя без­бож­но­го ца­ре­ви­ча Та­лы­ча, егда пле­ни град (1411 г.) и ра­зо­ри, где скон­ча­ся, неиз­вест­но“» (упо­мя­ну­тый в над­пи­си ве­ли­кий князь Ан­дрей – сын свя­то­го Алек­сандра Нев­ско­го).

В ви­де­нии Бо­жия Ма­терь вру­чи­ла свя­ти­те­лю омо­фор, ко­то­рый проснув­ший­ся мит­ро­по­лит уви­дел на сво­их ру­ках. Яв­ле­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы бы­ло зна­ме­ни­ем Небес­но­го бла­го­сло­ве­ния на пе­ре­не­се­ние мит­ро­по­лии из Ки­е­ва во Вла­ди­мир. Омо­фор, пе­ре­дан­ный Ма­те­рью Бо­жи­ей, хра­нил­ся во Вла­ди­мир­ском Успен­ском со­бо­ре 112 лет. В 1412 го­ду, во вре­мя на­ше­ствия та­тар, омо­фор был скрыт клю­ча­рем со­бо­ра Пат­ри­ки­ем, за­му­чен­ным та­та­ра­ми.

Мак­си­мов­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла уста­нов­ле­на в Свя­то-Успен­ском со­бо­ре Вла­ди­ми­ра над ме­стом, где по­сле сво­ей бла­жен­ной кон­чи­ны был по­гре­бен Мит­ро­по­лит Мак­сим. Впо­след­ствии эта ико­на про­сла­ви­лась мно­ги­ми чу­де­са­ми и ста­ла все­рос­сий­ской свя­ты­ней.

© 2012
Московский патриархат
Владимирская епархия
Владимирское благочиние
Пресс-служба: stxram@yandex.ru
Телефон/факс: +7 (4922) 36 62 32